ATLAS: я пройду там, где это кажется невозможным
На часто задаваемый вопрос, почему до сих пор у нас на тесте не побывал вездеход Sherp («Как в украинском онлайн-издании может не быть самого известного украинского вездехода?»), есть несколько ответов. Во-первых, SHERP, кажется, даже сейчас так и не определился, российский он, украинский или вообще уже американский. Во-вторых, InfoCar – это прежде всего об автомобилях. А SHERP, как и большинство его конкурентов, это больше спецтехника, на что прямо указывают его рычаги управления и бортоповоротная система. Да и для обычных дорог он не предназначен.
Поэтому мы ждали... Ждали появления чего-то особенного, чего-то, что объединит в себе ультимативную проходимость и простоту управления. Что будет своим видом вызывать не умиление, а уважение. Что сумеет не только плыть и карабкаться, но и ехать, в том числе по асфальту, в том числе быстро.
И ждали мы не зря. Потому что в руки к нам попал украинский вездеход ATLAS. Его особенностями являются полноуправляемое шасси, шины низкого давления, мощный дизельный двигатель, блокировки всех дифференциалов, двенадцатиместный салон и в конце концов то, за что мы все же относим его к классу автомобилей – система управления с помощью руля. Максимальная заявленная скорость по суше равна 60 км/ч, а запас хода на одном баке – 800 км.
И я бы с удовольствием использовал в названии ATLAS кликбейтную конструкцию «убийца SHERP», если бы не одно «но». Последний уже производится серийно и известен – без преуменьшения – всему миру, а ATLAS... только собирается таким стать. Да и все его характеристики – пока лишь слова. И слова эти мы и собираемся проверить.
Лень читать? Смотрите видео-тест украинского вездехода Atlas:
Дизайн
От большинства подобных транспортных средств ATLAS отличается тем, что в его разработке принимали участие в том числе и дизайнеры. Как по мне, им удалось создать весьма выразительный облик. Но для этого кое-чем даже пришлось пожертвовать, а кое-что появилось, так сказать, «бонусом». Например, огромный объем внутреннего пространства и немалая как для вездехода колесная база.
У нас на тесте предсерийный образец, уже прошедший все испытания. И пока в Днепре идет производство первой партии таких машин, мы имеем возможность понять, насколько он интересен, как устроен, чем уникален и на что вообще способен. Хотя определенную скидку на то, что перед нами прототип, сделать все равно придется. В мелочах. Например, здесь нет подножек.
В длину АTLAS немного короче, чем Toyota Land Cruiser Prado, а вот по ширине и высоте подогнан под границы класса грузовиков. К слову, как и последнее поколение SHERP, хотя SHERP короче на полметра.
Тем не менее чтобы управлять этим монстром на дорогах общего пользования, достаточно иметь водительское удостоверение категории А2 (управление трактором c мощностью двигателя, превышающей 73.5 кВт). Ну, и опыт езды на «механике» тоже не помешает.
Система подкачки колес
Чтобы забираться в ATLAS было удобнее, его можно опустить, причем происходит это даже быстрее, чем на кроссоверах с пневмоподвеской: достаточно нажать на соответствующий тумблер, и колеса начнут быстро спускаться. Подкачка же производится за счет выхлопных газов двигателя. Их давления более чем достаточно для достижения давления в 120... не атмосфер, а миллиметров ртутного столбика. А это всего 0.16 атмосферы, то есть в 15 раз ниже, чем в шинах легковушки! И это максимальное давление для асфальта. В таком положении клиренс под дном составляет 58 сантиметров. И хватает его во всех случаях. Ну, или почти во всех, ведь влияние более длинной по сравнению с конкурентами колесной базы никто не отменял.
Вообще же система подкачки очень интересна сама по себе. Дело в том, что колеса связаны между собой в один контур, и это позволяет, например, компенсировать диагональные вывешивания. Когда одним из колес ATLAS наезжает на препятствие, это же колесо приспускается, а остальные, наоборот, получают больше давления, становясь выше.
А чтобы все это не привело к дискомфортной раскачке кузова, в ATLAS установлены запатентованные гасители колебаний. Они напоминают систему KDSS у Toyota. Только здесь функцию гидроцилиндров выполняют сами колеса.
Ну, и самое интересное: даже если пробить все четыре шины, АTLAS этого не заметит и будет продолжать плыть или ехать без потери давления в колесах за счет все той же системы подкачки выхлопными газами.
Трансмиссия
В отличие от многих вездеходов, в ATLAS не используется цепные приводы осей. Вместо них – зубчатые передачи, как в грузовиках, которые, очевидно, намного сложнее растянуть или сломать.
Да и интервал обслуживания здесь относительно длинный: менять масло в двигателе необходимо лишь каждые 200 моточасов, в мостах – каждые 400.
А вот присутствие здесь колесных редукторов удивления не вызывает: без них такой клиренс получить бы не удалось, даже несмотря на огромные колеса (1650Х570 – 25). Но в этой машине особо важна и вторая их функция колесных редукторов – снижение нагрузки на трансмиссию.
То есть фактически они исполняют роль дополнительной внешней «понижайки», и это, безусловно, большой плюс на off-road. Но как все это покажет себя в городе?
Город
Первое, на что обращаешь внимание за рулем ATLAS – панорамная обзорность и камеры вместо боковых зеркал. Также на отлично настроенные тормоза и гидроусилитель руля. И очень комфортную «подвеску». Хотя какая подвеска? Если быть точным, ее роль выполняют сами шины. Не хотите ощущать ямы? Просто понизьте давление.
Могут ли так другие вездеходы? Конечно. Но они не умеют другого – поворачивать на скорости. И нет, ездить по городу на ATLAS – занятие не такое уж и приятное (по крайней мере, по началу), но и большого дискомфорта оно не приносит. Ведь перед каждым поворотом не нужно тормозить до полной остановки – как бортоповоротных машинах.
Что же касается динамики, то со светофора можно «уделать» разве что перегруженную маршрутку в час пик. Но, поверьте, на такой высоте скорость ощущается чуть иначе.
Конечно же, мы замерили разгон. Правда, до 50 км/ч (на удивление, нашей тестовой прямой для этого хватило с запасом). Разгон занял 18 с. И тут самые внимательные спросят, почему именно к 50 км/ч, если заявленная максимальная скорость равна 60 км/ч?
Дело в том, что у ATLAS есть три варианта колесных редукторов, позволяющих играть с передаточными числами и, соответственно, со скоростью. На тестовом вездеходе установлен вариант для самого сложного бездорожья. И его предел – как раз 50 км/ч. Но есть и комплект, позволяющий ехать 70 км/ч. А на серийных машинах по умолчанию будет устанавливаться средний вариант – примерно на 60 км/ч.
Стоит отметить, что после привыкания к габаритам грузовика перемещение на ATLAS по городу (и все эти удивленные взгляды и возгласы) становится веселым времяпрепровождением. И единственное, что не дает полностью расслабиться, это задняя мысль о шинах, которые все же не предназначены для асфальта.
Цена каждого такого колеса – несколько тысяч долларов (и подобрать б/у, очевидно, не получится). А точная розничная цена на сам автомобиль пока неизвестна, но не исключено, что в хороших комплектациях она будет переваливать за 100 тыс. долларов.
Но в любом случае по соотношению цены колес к общей стоимости машины конкурентом для ATLAS может стать разве что «копейка» на сликах.
Амфибия
Максимальная скорость движения ATLAS в воде равна 7 км/ч, и в большинстве случаев это позволяет даже грести против течения. На воде вездеход держится в первую очередь за счет колес, а компоновка силовой установки под пассажирским отсеком позволяет добиться эффекта поплавка. То есть даже если «плюхнуться» в воду вверх ногами, ATLAS сразу же кувыркнется в правильное, вертикальное положение.
Управление же на воде ничем не отличается: куда поворачиваешь руль – туда и плывешь, сильнее нажимаешь на педаль акселератора – увеличиваешь скорость. На всякий случай в моторном отсеке есть автономная электрическая помпа для откачки воды. Но производитель утверждает, что ни сальники рулевых тяг, ни сальники полуосей не могут пропускать воду.
Так что даже если закончится топливо, дрейфовать можно достаточно долго. Главное, чтобы колеса не подвели.
Двигатель
Какой агрегат позволяет машине со снаряженной массой 2.2 тонны нагружать в кузов еще 1.5 тонны и при этом ползти в гору, плыть и даже прыгать? Мотор от альянса «Рено-Ниссан», самый популярный на сегодня 1.5-литровый дизель! Речь идет о двигателе К9К, выдающем 90 л. с. и 220 Нм крутящего момента. Да, точно такой же, как на Nissan Qashqai, Renault Duster и даже Renault Logan.
И дело, конечно же, не в «лошадях», а в крутящем моменте. После того как 220 Нм, получаемые на маховике двигателя, проходят через коробку передач (которая здесь, кстати, также французская), главную пару, межколесные дифференциалы (Eaton) и в конце концов через все те же колесные редукторы, они умножаются в 130 раз. То есть вся машина – это одна «большая понижайка», и в итоге каждое колесо при условии заблокированных дифференциалов получает до 7000 Нм крутящего момента.
Небольшой инженерный ликбез – в ответе на вопрос: «А почему тогда Duster так не может?» Потому что если на Renault Duster поставить редуктор с такими передаточными числами, то он:
- никогда не поедет быстрее все тех же 60 км/ч;
- ни за что не удержится за поверхность своими маленькими колесиками, а если бы вдруг и удержался, то...
- порвал бы себе полуоси.
Да и в сочетании такого маленького мотора и таких больших возможностей на самом деле нет ничего удивительного. Тот же SHERP PRO ездит на тракторном двигателе Kubota с отдачей всего 44 л. с.
Почему создатели ATLAS выбрали именно двигатель Renault? Здесь все просто: потому что это один из самых распространенных, надежных и простых в обслуживании современных моторов этого класса. Его обслужат и починят в любом селе на любом континенте. Да и по нормам выбросов он вписывается в Euro 5. Для вездехода это, оказывается, тоже важно, если вы, конечно, хотите продавать его в цивилизованные страны.
Не последним является и аргумент об экономичности. Увы, мы не имеем возможности замерить точный расход, но производитель заявляет средний расход на уровне 4 л дизельного топлива в час. При средней скорости передвижения, скажем, 35 км/ч и 100-литровом топливном баке это гарантирует запас хода не менее 800 км. Согласитесь, неожиданно.
То есть – в теории – можно поехать из Киева в Одессу просто напрямик. И не исключено, что даже получится вернуться на все том же баке. Да, это будет очень долго, но как же весело!
Болото
Вязкое и глубокое болото – родная стихия ATLAS. Ему и аналогичным вездеходам здесь нет равных. Прежде всего за счет колес. Было бы очень интересно увидеть соревнование ATLAS и SHERP именно в таких условиях.
С одной стороны, SHERP может оказаться в выигрышном положении за счет возможности поворачиваться буквально на месте, но, с другой стороны, бортоповоротная система может сыграть с ним злую шутку: в очень узких и вязких местах SHERP способен полностью потерять маневренность.
В то время как в распоряжении ATLAS есть три режима работы рулевого управления.
С помощью тумблеров можно выбирать, будет ли руль поворачивать только передние колеса, либо вместе с ними будут двигаться и задние. К тому же направление поворота задней оси – в одну сторону с передними либо же в противофазе с ними – выбирать тоже можно. В итоге радиус разворота у ATLAS cоставляет всего 6 м (это примерно столько же, как у пикапов Toyota Hilux и Mitsubishi L200).
Высший уровень бездора
ATLAS – это первое транспортное средство у нас на тесте, для, для которого мы целеустремленно разыскивали подходящую локацию для off-road, чтобы хоть как-то нащупать предел его возможностей. Потому что болото, песок и переправа через Днепр оказались для ATLAS не более чем детской забавой.
Но в конце концов мы все-таки ее нашли. Это недостроенный бетонный завод под Киевом – жутковатое место. Однажды мы уже устраивали здесь off-road соревнование, и тогда этот заброшенный город оставил у нас неизгладимое впечатление неприступности и нераскрытого потенциала.
Прилегающая к заводу территория – это песчаный рельеф, порезанный перепадами высот, узкие котлованы и торчащие корни. Со всем этим ATLAS, к нашему сожалению, также легко справился. И даже когда самая низкая точка котлована была слишком узкой, чтобы разместить всю машину (происходило диагональное вывешивание), достаточно был просто активировать заднюю ось в противофазе, чтобы преодолеть и это препятствие.
Единственным местом, дальше которого ATLAS все же не прошел, стал слишком крутой песчаный подъем с ледовым покрытием наверху: не имея возможности зацепиться передними колесами и все больше зарываясь в песок задними, в какой-то момент вездеход уперся в предел возможностей своего мотора.
Интерьер
Несмотря на то, что на тесте у нас все еще прототип, салон этого ATLAS уже полностью готов к использованию. Попасть в него можно либо через боковую дверь, либо через заднюю. Обе оснащены электроприводами открытия. Весь салон обшит фетром, к потолку приварены массивные ручки-держатели. А еще в глаза бросается каркас из стальной трубы, который при опрокидывании должен предотвратить сминание кузова. Ниша для доступа к мотору находится под креслами, расположенными за водительским местом.
Наш ATLAS располагает местом водителя, двумя рядами кресел для пассажиров (по два места, все кресла сертифицированы и укомплектованы ремнями безопасности) и боковыми лавками с мягким покрытием, где тоже могут разместиться пассажиры. Впрочем, несмотря на заявленные в начале двенадцать посадочных мест, посадочную формулу и размер/оснащение багажного отсека можно легко сконфигурировать под собственные нужды (ширина кузова – 2.3 м). Это может быть и несколько рядов удобнейших кресел (почему бы не установить кресла от Mercedes-Benz S-Class либо BMW 7 Series), и несколько лежачих мест с кучей оборудования для проведения, к примеру, спасательных операций. Здесь есть кондиционер Webasto, есть автономный дизельный отопитель Webasto и дефлекторы обдува под креслами.
Водитель (или, учитывая специфику вездехода, «мехвод») располагает огромной обзорной зоной: зоны остекления справа и слева ничем не ограничены и тянутся далеко за само кресло водителя. Запаса места над головой хватит всем, и единственной претензией является разве что слишком низкое расположение руля, который привычным движением хочется потянуть на себя (но это ни к чему не приведет – колонка не регулируется).
«Реношное» происхождение некоторых органов управления (в том числе и рычага КПП с точно таким же принципом выбора передач) считывается легко. И это хорошо, ведь в случае поломки чего-то найти запасную часть не составит труда. Перед рулем располагается небольшая цифровая приборная панель, на которую выводятся показатели температуры охлаждающей жидкости, обороты двигателя и скорость (определяется по спутнику, ведь расчет по оборотам колеса бесполезен). Справа расположены тумблеры, отвечающие за накачку колес и блокировку дифференциалов, а также манометр давления в шинах. Есть здесь и разъем OBD. Слева - пульт управления помпой, которая в случае форс-мажора должна выкачать воду из моторного отека, и рычаг спуска давления в шинах.
Заключение
Точной характеристикой для тестового ATLAS является слово «дерзкий». Хотя только этого недостаточно: еще он многообещающий и безумно интересный с технической точки зрения. Да и made in Ukraine к тому же.
Очень хочется, чтобы у этой компании все получилось и серийные ATLAS уже совсем скоро сотнями или даже тысячами стали на службу пожарным, спасателям и, может быть, даже военным. По всему миру.
Да и среди фанатов охоты или внедорожных экспедиций, я думаю, найдутся те, кто оценит его по достоинству. Ну, а мы с вами сможем похвастаться, что когда-то, еще в 2021 году, протестировали его первыми.
Обсуждение тест-драйва Хантер
УАЗ Hunter